20
0 312 900 800

Введение в исламские финансы. Мурабаха. Часть вторая

Опубликовано: 13.06.14 Просмотров: 4130 Версия для печати

Опубликовано Ахмад в Чт, 01/31/2013 - 13:00

 

Автор:           Муфтий Мухаммад Таки Усмани

Книга:           An Introduction to Islamic Finance

Источник:     Даруль-Фикр.Ру

 

Баи’ муаджжаль (продажа с отсроченным платежом)


1. Продажу, в которой стороны соглашаются, что оплата может быть отсрочена, называют «баи’ муаджжаль».

2. «Баи’ муаджжаль» действителен, если срок истечения платежа установлен в однозначной манере.

3. Назначенный срок оплаты может быть фиксированным или со ссылкой на конкретную дату, либо с указанием периода, к примеру, три месяца, но он не может быть установлен в отношении будущего события, точная дата которого неизвестна или сомнительна. Если срок оплаты неизвестен или сомнителен, продажа не действительна.

4. Если устанавливается конкретный срок оплаты, к примеру, один месяц, то считается, что он начинается со времени поставки, если стороны не договорились иначе.

5. Отсроченная цена может быть больше, чем цена при оплате наличными, но она должна быть фиксированной на момент продажи.

6. Как только цена установлена, она не может быть уменьшена в случае более ранней оплаты и не может быть увеличена в случае неплатежа.

7. Иногда, чтобы оказать нажим на покупателя, чтобы он оплатил товар в срок, покупателя могут предупредить, что в случае неплатежа он должен будет пожертвовать некоторую указанную сумму на благотворительной цели. В этом случае продавец может получить такую сумму от покупателя, но он не должен делать ее частью своего дохода, а использовать ее на благотворительные цели от имени покупателя. Детальное обсуждение этого вопроса будет позже в этой главе.

8. Если товар продается в кредит, продавец может поставить условие покупателю, что, если тот не уплатит взнос в срок, остающиеся взносы необходимо будет оплатить немедленно.

9. Чтобы гарантировать уплату товара, продавец может попросить покупателя предоставить обеспечение в форме залога или сбора на любой из его существующих активов.

10. Покупателю также может быть предложено подписать вексель1, но обратите внимание, вексель или счет не могут быть проданы третьему лицу по цене, отличающейся от его номинальной стоимости.

 

Мурабаха


1. Мурабаха – это особый вид продажи, когда продавец явно объявляет стоимость, которую он потратил на приобретение товара, с добавлением к ней некоторой прибыли или превышения цены сверх этой суммы.

2. Прибыль в мурабаха может быть определена взаимным согласием сторон, или в единовременной сумме, или как отношение прибыли к стоимости товара.

3. Все расходы, понесенные продавцом при приобретении товара, например, грузовые, таможенные пошлины и т. д., должны быть включены в себестоимость, и наценка может применяться к совокупности затрат. Тем не менее, текущие расходы бизнеса, как заработная плата персонала, аренда помещений и т. д. не могут быть включены в стоимость отдельной сделки, поскольку прибыль, которая берется сверх цены, включает в себя эти расходы.

4. Мурабаха действительна только тогда, если может быть установлена точная стоимость товара. Если точная стоимость не может быть установлена, товар не может быть продан на основе мурабаха. В этом случае товар должен быть продан на основе сделки мусавама (когда цена устанавливается путем договора между продавцом и покупателем), то есть без любой ссылки на стоимость или на отношение к стоимости товара. Цена товара в таких случаях должна быть определена в единовременно выплачиваемой сумме по взаимному согласию.

 

Пример 1. А купил пару обуви по цене 100. Он хочет продать ее на основе мурабаха с 10%-ым повышением цены. Точная стоимость известна. Мурабаха-сделка действительна.

 

Пример 2. А купил готовый костюм и пару обуви в единой сделке по единовременно выплачиваемой сумме в 500. А может продать костюм и обувь на основе мурабаха. Но он не может продать обувь отдельно на основе мурабаха, потому что отдельная стоимость обуви неизвестна. Если он хочет продать обувь отдельно, он должен продать ее по цене единовременно выплачиваемой суммы независимо от издержек или наценки.

 

Мурабаха как модель финансирования


Изначально мурабаха – это особый вид продажи, а не способ финансирования. Идеальный способ финансирования согласно Шариату – это мудараба и мушарака, которые обсуждались в первой главе. Однако в текущей экономической ситуации есть определенные практические трудности в использовании этих инструментов в некоторых областях финансирования. Поэтому современные эксперты по шариату дозволили использование мурабаха согласно определенным условиям, на основе отсроченного платежа, как способа финансирования. Но есть два существенных момента, которые нужно полностью понимать в отношении нее:

 

1. Никогда нельзя упускать из вида, что, первоначально мурабаха – это не способ финансирования. Это только способ избежать процентов и не идеальный инструмент для того, чтобы выполнить реальные экономические цели Ислама. Поэтому такой инструмент должен использоваться в качестве временной меры, совершенной в процессе исламизации экономики, и его использование должно быть ограничено только теми случаями, где невозможно использовать мудараба и мушарака.

 

2. Второй важный момент: сделка мурабаха не появляется, если мы просто заменяем слово "процент" словами "прибыль" или "наценка". Фактически, мурабаха как способ финансирования была дозволена учеными Шариата с некоторыми условиями. Если эти условия полностью не соблюдаются, мурабаха недопустима. Фактически, это соблюдение таких условий, которые могут провести четкую границу между процентной ссудой и сделкой мурабаха. Если этими условиями пренебрегают, сделка становится недействительной согласно Шариату.

 

Основные аспекты финансирования на основе мурабаха


1. Мурабаха – это не ссуда, выданная с процентами. Это продажа товара по отсроченной цене, которая включает согласованную прибыль, добавленную к первоначальной стоимости товара. 

 

2. Будучи продажей, а не ссудой, мурабаха должна соответствовать всем условиям, необходимым для действительной продажи, особенно перечисленным ранее в этой главе.

 

3. Мурабаха не может использоваться в качестве способа финансирования, кроме тех случаев, когда клиент нуждается в средствах, чтобы купить некоторые товары. Например, ему нужны средства, чтобы купить хлопок в качестве сырья для его хлопкоочистительной фабрики, банк может продать ему хлопок на основе мурабаха. Но когда средства требуются для каких-то других целей: к примеру, для оплаты предметов потребления, уже купленных клиентом, или оплата счетов за электричество или других нужд, или для того, чтобы заплатить зарплату его сотрудникам, мурабаха не может быть произведена, потому что мурабаха требует реальной продажи каких-то предметов потребления, а не просто выдачи ссуды.

 

4. Финансист должен получить товар в собственность прежде, чем он продаст его своему клиенту.

 

5. Товар должен перейти во владение финансиста, физическое или законное (фактическое), в том смысле, что он должен нести риск за товар, хотя бы в течение короткого периода.

 

6. Лучший способ для мурабаха, согласно Шариату, состоит в том, что сам финансист покупает товар и сохраняет его в своей собственности  или покупает товар через третье лицо, назначенное им в качестве агента, прежде чем он продаст его клиенту. Однако в исключительных случаях, где прямая закупка от поставщика не реальна по некоторым причинам, также допускается, что он может сделать самого клиента своим агентом, чтобы тот покупал товар от его имени. В этом случае клиент сначала покупает товар от имени своего финансиста и принимает его во владение как агент. После этого он покупает товар у финансиста за отсроченную цену.

 

Он владеет товаром сначала как агент своего финансиста. В этом качестве он только опекун, в то время как право собственности на товар находится у финансиста, и риск за товар (как логическое следствие собственности) также несет он. Но когда клиент покупает товар у своего финансиста, собственность, так же, как и риск, передаются клиенту.

 

7. Как отмечалось ранее, продажа не может иметь место, если товар не находится во владении продавца, но продавец может обещать продать его, даже когда товар не находится в его владении. То же самое правило применимо к мурабаха.

 

8. В свете вышеупомянутых принципов финансовое учреждение может использовать мурабаха в качестве способа финансов, приняв следующую процедуру:

 

Во-первых, клиент и учреждение подписывают полное соглашение, посредством чего учреждение обещает продать и клиент обещает покупать товары время от времени на согласованном отношении прибыли, добавленной к стоимости. Это соглашение может определить предел, до которого кредит может быть взят.

Во-вторых, когда определенный товар требуется клиентом, учреждение назначает клиента своим агентом для покупки товара от своего лица и соглашение об этом подписано обеими сторонами.

 

В-третьих, клиент покупает товар от имени учреждения и берет его владение в качестве агента учреждения.

В-четвертых, клиент сообщает учреждению, что купил товар от своего имени, и в то же самое время делает предложение о покупке его у учреждения.

 

В-пятых, учреждение принимает предложение, и продажа совершается, после чего собственность, так же, как риск товара, передается клиенту.

 

Все эти пять стадий необходимы, чтобы мурабаха была действительной. Если учреждение покупает товар непосредственно от поставщика (что предпочтительно), оно не нуждается в посредничестве. В этом случае второй этап будет пропущен, и на третьей стадии само учреждение приобретет товар у поставщика, а четвертая фаза будет ограничена совершением предложения клиентом.

 

Наиболее существенным элементом сделки является то, что в период между третьей и пятой 

стадией риск за товар должно нести учреждение. Это единственное качество мурабаха, которое отличает ее от сделки, основанной на проценте. Поэтому данное условие должно соблюдаться с должной старательностью любой ценой, иначе сделка мурабаха становится недействительной согласно Шариату.

 

9. Также необходимым условием для законности мурабаха является то, что товар приобретается от третьего лица. Покупка товара от самого клиента на соглашении бай-бэк (с обратной закупкой)2 не дозволена в Шариате. Таким образом, мурабаха, основанная на соглашении с обратной закупкой есть не что иное, как сделка, основанная на проценте.

 

10. Вышеупомянутая процедура финансирования мурабаха – это сложная сделка, где у вовлеченных в нее сторон есть различные качества (они выступают в разных качествах) на различных этапах.

(a) На первом этапе учреждение и клиент обещают продать и купить товар в будущем. Это не фактическая продажа. Это просто обещание произвести продажу в будущем на основе мурабаха. Таким образом, на данном этапе отношения между учреждением и клиентом – это отношения того, кто дает обещание, и кто его получает.

(б) На втором этапе отношение между сторонами – это отношения руководителя и агента.

(в) На третьем этапе отношении между учреждением и поставщиком как между покупателем и продавцом.

(г) На четвертом и пятом этапе отношения покупателя и продавца вступают в стадию отношений между учреждением и клиентом, и, так как продажа производится на основе отсроченного платежа, между ними одновременно появляются отношения должника и кредитора.

Все эти качества нужно учитывать, и они должны проявляться в сделке, со всеми вытекающими последствиями, каждое – на своем этапе, и эти качества никогда нельзя смешивать или путать друг с другом.

 

11. Учреждение может попросить клиента гарантировать каким-то образом своевременную выплату отсроченной суммы. Оно может попросить его, чтобы он подписал вексель (то есть документ, в котором содержится обязательство уплатить определенную сумму), но это можно сделать после того, как фактическая продажа имела место, то есть на пятом этапе. Причина состоит в том, что вексель подписывается должником в пользу кредитора, но отношение должника и кредитора между учреждением и клиентом начинается только на пятом этапе, после чего между ними имеет место фактическая продажа.

 

12. В случае неуплаты покупателем суммы в срок цена не может быть увеличена. Однако если он обязался в соглашении отдать некую сумму на благотворительность, как сказано в 7-м пункте правил баи’ муаджжаль, он будет обязан выплатить сумму, обещанную им. Но эта сумма, которую заплатит покупатель, не является частью дохода финансиста. Он обязан потратить ее на благотворительные цели от имени покупателя, как это будет позже подробно объяснено.

 

Некоторые проблемы, связанные с мурабаха


До сих пор мы говорили о фундаментальном понятии мурабаха. Теперь следует обсудить некоторые соответствующие проблемы в отношении основных исламских принципов и их практической применимости в сделке мурабаха, потому что без правильного понимания этих проблем, это понятие может остаться неоднозначным и его практическое применение может быть подвержено ошибкам и неправильным представлениям.

 

Различие в цене товара при оплате наличными и продаже в кредит


Прежде всего, вопрос о мурабаха состоит в том, что при использовании ее в качестве способа финансирования, она всегда производится на основе отсроченного платежа. Финансист покупает товар за наличные и продает его клиенту в кредит. Продавая товар в кредит, он принимает во внимание период, в который цена должна быть заплачена клиентом, и увеличивает цену соответственно. Чем дольше срок погашения оплаты мурабаха, тем выше цена. Поэтому цена в сделке мурабаха, как она практикуется исламскими банками, всегда выше, чем рыночная цена. Если клиент в состоянии купить тот же самый товар на рынке за наличные деньги, он заплатит за него намного меньше, чем он должен заплатить в сделке мурабаха на основе отсроченного платежа. Вопрос возникает относительно того, может ли цена товара при продаже в кредит быть больше, чем цены при продаже за наличные. Некоторые утверждают, что наценку при продаже в кредит, сделанную с учетом времени, данного покупателю, нужно рассматривать аналогично процентам, начисленным по ссуде, потому что в обоих случаях дополнительная сумма взимается за отсрочку оплаты. На этом основании они утверждают, что сделки мурабаха, как они осуществляются в исламских банках, не отличаются, по сути, от кредитов, основанных на процентах, выдаваемых обычными банками.

 

Этот аргумент, который кажется логичным, основан на недоразумении относительно принципов Шариата, касающихся риба. Для правильного понимания этого понятия, нужно иметь в виду следующие моменты.

Современная капиталистическая экономическая теория не делает различия между товаром и деньгами там, где это касается коммерции. В вопросе обмена деньги и товар рассматриваются на равных. Они оба могут быть предметом обмена. Они могут быть проданы по любой цене, на которую согласятся обе стороны. Можно продать один доллар за два доллара на месте или в кредит, так же, как можно продать товар стоимостью один доллар за два. Единственное условие состоит в том, что это должно быть по взаимному согласию. Исламские принципы, однако, не разделяют эту теорию. Согласно Исламу, товар и деньги имеют разные свойства и должны рассматриваться отдельно.

 

Основные различия между деньгами и товаром заключаются в следующем:

 

(а) У денег нет собственной полезности. Они не могут быть использованы для того, чтобы выполнить потребности человека непосредственно. Их можно использовать только для того, чтобы приобрести некоторые товары или услуги. У предметов потребления, с другой стороны, есть внутренняя полезность. Они могут быть использованы непосредственно, без обмена их на некоторую другую вещь.

 

(б) Предметы потребления могут иметь различные качества, в то время как у денег нет никаких свойств за исключением того, что это мера стоимости или средство обмена. Поэтому все единицы денег того же самого наименования на 100% равны друг другу. У старой и грязной банкноты в1000 единиц та же самая ценность, как у совершенно новой банкноты в 1000 единиц, в отличие от товаров, у которых могут быть различные качества, и очевидно, что старая и подержанная машина может иметь намного меньшую ценность, чем совершенно новый автомобиль.

 

(в) В случае с товарами сделка купли-продажи производится относительно особого конкретного товара или, по крайней мере, относительно товара, имеющего конкретные технические требования. Если A купил конкретный автомобиль, точно определив его, и продавец согласился на это, он имеет право получить тот же самый автомобиль. Продавец не может заставить его взять другой автомобиль, хотя бы того же самого типа и качества. Это может быть сделано, только если покупатель соглашается на это, что подразумевает, что более ранняя сделка отменена, и новая сделка на новый автомобиль производится по взаимному согласию.

Деньги, напротив, не могут быть точно определены в сделке обмена. Если A купил товар от B, показав ему конкретную банкноту в 1000 единиц, он может уплатить ему другой банкнотой того же самого номинала, в то время как B не может настоять, чтобы он заплатил ему той же банкнотой, которая была показана ему.

Имея в виду эти различия, Ислам рассматривает деньги и товары по-разному. Поскольку деньги не имеют никакой собственной полезности, но являются только средством обмена, которые ничем не отличаются друг от друга, обмен денежной единицы такой-то стоимости на другую денежную единицу такой же стоимости не может быть произведен иначе, кроме как по номиналу. Если денежный знак стоимостью 1000 пакистанских рупий обменивается на другую банкноту, она должна иметь такую же ценность в 1000 рупий. Цена банкноты не может быть ни уменьшена, ни увеличена с 1000 рупий, даже в сделке с немедленным расчетом3, поскольку банкнота не имеет ни собственной полезности, ни иных качеств (признанных Шариатом, законом), поэтому излишки с обеих сторон будут не дозволенными по Шариату. Это одинаково правильно и для немедленной сделки (за наличные) и для сделки в кредит, когда с обеих сторон выступают деньги, потому что, вторая сделка ничем не отличается от первой, кроме как временем оплаты. Когда некоторый излишек требуют при сделке в кредит (где деньги обмениваются на деньги), он будет взиматься только за дополнительное время (она ничем не отличается от предыдущей сделки, кроме как лишним временем).

 

В случае с обычными товарами есть отличие. Поскольку они имеют собственную полезность и имеют различные качества, владелец свободен продать их по любой цене, которую он хочет получить, согласно законам спроса и предложения. Если продавец не совершает мошенничества или обмана, он может продать товар по цене выше рыночной с согласия покупателя. Если покупатель соглашается купить его по этой увеличенной цене, избыток, взимаемый с него, совершенно дозволен для продавца. Если он может продать свой товар по более высокой цене при сделке за наличные, он может также взимать более высокую плату и при продаже в кредит, только с условием, что он не обманывает покупателя и не вынуждает его на покупку, а покупатель соглашается заплатить цену по своей доброй воле.

 

Иногда утверждается, что наценка в сделке за наличные не основана на отсроченном платеже, поэтому это допустимо, в то время как при продаже, основанной на отсроченном платеже, увеличение цены происходит за счет времени, что делает ее (наценку) аналогичной процентам. Этот аргумент снова основан на неправильном представлении, что всякий раз, когда цена увеличивается с учетом времени оплаты, сделка вступает в область процента. Это предположение не правильно. Любая лишняя сумма, требуемая против прежней (обычной) платы, является риба только там, где предметом торговли с обеих сторон являются деньги. Но если товар продается в обмен на деньги, продавец, устанавливая цену, может учесть различные факторы, включая время оплаты. Продавец, будучи владельцем товара, имеющего собственную полезность, может взимать более высокую цену, и покупатель может согласиться заплатить ее по различным причинам, например:

(а) Его магазин (данного продавца) ближе к покупателю, который не хочет идти на рынок, который находится не настолько близко.

(б) Этот продавец более заслуживает доверия, по мнению покупателя, чем другие, и у покупателя есть больше уверенности в том, что он продаст ему необходимую вещь без какого-либо дефекта.

(в) Продавец дает ему преимущество (уделяет ему первостепенное значение) при продаже предметов потребления, имеющих больший спрос.

(г) В магазине этого продавца более чисто и удобно, чем в других магазинах.

(д) Продавец более учтив в отношениях с клиентом, чем другие.

 

Такие и подобные соображения играют свою роль во взимании более высокой цены с клиента. Таким же образом, если продавец увеличивает цену, потому что он предоставляет кредит своему клиенту, это не запрещено Шариатом, если это происходит без обмана и покупатель принимает это по доброй воле, потому что безотносительно причины увеличения цены, цена взимается за товар, а не за деньги. Верно, что, увеличивая цену товара, продавец имеет в виду время его оплаты, но как только цена установлена, это касается товара, а не времени. Именно поэтому, если покупатель не заплатит в установленное время, то цена останется той же самой и не может увеличиваться продавцом. Если бы разница в цене взималась за лишнее время, цена, возможно, увеличивалась в случае, если продавец предоставил покупателю больше времени для погашения долга.

 

Иначе говоря, так как деньги могут быть обменены только по номинальной стоимости, как объяснялось ранее, любой избыток, требуемый при сделке в кредит (денег в обмене на деньги), требуется только за лишнее время. Именно поэтому, если должнику дается больше времени на погашение долга, с него требуют больше денег. С другой стороны, при продаже в кредит товара, время не есть исключительное соображение при установлении цены. Цена является фиксированной для товара, а не для течения времени. Однако время может действовать как вспомогательный фактор, чтобы определить цену товара, как любой другой фактор из упомянутых выше, но как только этот фактор сыграл свою роль, все части цены связаны только с товаром.

 

Итог этого обсуждения состоит в том, что, когда деньги обмениваются на деньги, никакой излишек не позволен, ни при наличной сделке, ни в кредите, но когда товар продается за деньги, цена, согласованная сторонами, может быть выше, чем рыночная цена, и в сделках за наличные деньги, и в кредит. Время оплаты может действовать как вспомогательный фактор, чтобы определить цену товара, но оно не может выступать как исключительное основание и единственная причина избытка, требуемого в обмене деньгами за деньги.

Это положение принято единодушно всеми четырьмя школами мусульманского права и большинством мусульманских юристов. Они говорят, что, если продавец определяет две различных цены при продаже за наличные деньги и в кредит и цена продажи в кредит будет выше, чем цена при оплате наличными, это позволено в Шариате. Единственное условие состоит в том, что во время фактической продажи один из этих двух вариантов должен быть определен, не оставляя двусмысленности в природе сделки. Например, для продавца допускается во время торговли сказать покупателю: «Если ты покупаешь товар за наличную плату, цена будет 100, а если ты покупаешь его в кредит на шесть месяцев, то цена будет 110». Но покупатель должен будет выбрать любой из этих двух вариантов. Он должен сказать, что купит его в кредит за 110. Таким образом, во время фактической продажи, цена будет известна обеим сторонам4.

 

Однако если любой из этих двух вариантов не будет определен в конкретных условиях, то продажа не будет действительна. Это может произойти при продаже в рассрочку, когда в зависимости от различных сроков платежа устанавливаются различные цены. В этом случае продавец составляет график цен согласно графику оплаты. Например, цена в 1000 взимается за кредит в 3 месяца, 1100 – для кредита в 6 месяцев, 1200 – для 9-месячного кредита и так далее. Если покупатель берет товар, не определившись с выбором, который он хочет сделать, при условии, что он заплатит в будущем так, как ему удобно, то эта сделка не действительна, потому что время оплаты, так же, как и цена, не определены. Но если он выбирает один из этих вариантов определенно и говорит, например, что покупает товар на условиях кредита в шесть месяцев по цене 1100, продажа будет действительна.

 

Важно отметить здесь еще одно. Выше говорилось о допустимости того, что цена товара при продаже в кредит может быть больше, чем цена при оплате наличными. Но если продажа состоялась за наличные деньги, но продавец поставил условие, что в случае несвоевременной оплаты, он будет взимать 10% в год в виде штрафа или в качестве процента, это полностью запрещено; ведь то, что взимается сверх установленной суммы, не является частью цены, это проценты, начисляемые за долг.

 

На практике различие между этими двумя ситуациями заключается в том, что в случаях, где дополнительная сумма есть часть цены, она может взиматься только за дополнительное время. Если покупатель не платит вовремя, продавец не может взять с него дополнительную сумму. Цена останется той же самой, без любой наценки. С другой стороны, когда дополнительная сумма не является частью цены, она будет продолжать увеличиваться с периодом неплатежа.

 


  1. Письменное денежное обязательство, оформленное по строго установленной форме, дающее владельцу векселя (векселедержателю) право на получение от должника по векселю определённой в нём суммы в конкретном месте. В рыночной экономике векселя часто являются предметом купли-продажи наряду с другими ценными бумагами.
  2. Buy back’ agreement – соглашение с обратной закупкой, долгосрочная товарообменная операция, при которой поставка машин и оборудования в кредит оплачивается в последующем произведенной с их помощью продукцией, обычно используется для строительства крупных предприятий.
  3. Spot transaction – наличная сделка: сделка с немедленным расчетом (по валюте – на второй рабочий день после заключения сделки).
  4. См. Ибн Кудама, Аль-Мугни, 4:290; ас-Сарахси, Аль-Мабсут, 13:8; ад-Дасуки, 3;58; Мугни аль-Мухтадж, 2:31.
Обновлено:
Вернуться назад

Лента новостей

13.07.18 Депозиты ЭкоИсламикБанка! Копить легко!

02.07.18 Акции Банка без переплат в июле! Совершайте выгодные покупки!

14.06.18 ЗАО «ЭкоИсламикБанк» поздравляет с наступающим праздником Орозо Айт!(график работы)

01.06.18 СУПЕР-0%! Акции Банка без переплат в июне! Не переплачивайте по цене!

24.05.18 Ночь скидок! Настоящая РАССРОЧКА до 12 месяцев без перерыва и выходных дней!

16.05.18 «ЭкоИсламикБанк» поздравляет кыргызстанцев с наступлением священного месяца Рамазан!

08.05.18 ЭкоИсламикБанк поздравляет кыргызстанцев с Днём Победы! (График работы)

04.05.18 Внимание! График работы ЭкоИсламикБанка с 5 по 7 мая!

02.05.18 Акции Банка в мае! Без переплат до 12 месяцев! Совершайте выгодные покупки!

28.04.18 Внимание! График работы ЭкоИсламикБанка с 29 апреля по 1 мая!

20.04.18 ЗАО «ЭкоИсламикБанк» принимает депозиты на срок от 1 до 60 месяцев (5 лет)

Все новости
Опрос